Авторизация

ДИНАМИЧЕСКАЯ ИНДИКАЦИЯ ПОСЕЩАЕМОСТИ САЙТА: On-line (флажки и пульсирующие точки) и Off-line (светящиеся точки)

Выставка кубинских плакатов

 

Выставка кубинских плакатов.

 

Разанкова Екатерина Геннадьевна

 

Креативный содиректор "Центра новой

 

 образности в художественном творчестве

 

 и киноискусстве" ИГЭТ МНОО "МАИТ",

 

магистр искусствоведения.

 

 

 

        C 19 октября по 22 октября 2011 года в галерее Белорусской государственной академии искусств прошла выставка кубинских плакатов, при поддержке Посольства Кубы в Республике Беларусь. В рамках выставки прошла ретроспектива кубинских фильмов. Были показаны фильмы «Бэнни», «Клубника и шоколад». Они вызвали широкий позитивный отклик у зрителей. Фильм «Бэнни» рассказывает о трагической судьбе знаменитого кубинского музыканта. Фильм пропитан ритмами сальсы. Фильм «Клубника и шоколад» показывает Кубу, её социальную жизни и поднимает проблему самоопределения в обществе «голубых» мужчин, людей не с традиционной ориентацией, этот фильм о любви, о свободе. Название «клубника и шоколад» не случайно, ведь как в начале, так и в конце картины, главные герои едят клубнику с шоколадом, и сколько вложено смысла в эти слова мы можем почувствовать только после просмотра картины. Высказана проблема свободы слова для людей нетрадиционной ориентации и высказаны вопросы, с которыми они сталкиваются в жизни. Данная выставка кубинских плакатов отличалась от выставок, проведённых в 2009-2010-х гг., так здесь был представлен только кубинский плакат разных лет, что стало возможным видеть белорусской публике только в  связи с помощью энергичных сотрудников Посольства Кубы в Минске. И второе отличие данного проекта – это то, что мы знаем некоторых авторов, которые создали плакат: будь то киноафиша, революционный плакат и другое.

 

        Рассмотрим плакат под названием «Последний ужин». На нём изображён канделябр со свечами – мы видим белый силуэт на чёрном фоне, а акцентом являются красные пятна на свечах, которые текут как кровь, хотя там должен быть огонь. Это своего рода аллегория автора плаката-афиши. Так как из небольшой надписи сверху мы можем узнать, что это афиша для кубинского цветного фильма, где режиссёр Томас Гутиерес Алеа, актёр Нельсоном Виллагра. Эта афиша притягивает взгляд своей лаконичностью и графическим решением композиции, она сразу настраивает нас на драматическое состояние, так как использованы  три цвета: белый, красный и чёрный, с преобладанием чёрного цвета и доминированием красных пятен.

 

         Афиша «Воспоминание о недоразвитости» помогает воспринимать предыдущую афишу, так как выполнена в графической манере, где абсолютной доминантой выступает чёрный, как бы «давящий» на нас цвет. Эта киноафиша того же режиссёра Томаса Гутиерес Алеа, но с актёрами  Серхио Соррьери и Дайси Гранадос, что мы можем прочитать в верхней строчке на плакате-афише. В композиционном решении она необычна, так как выполнена в манере детской «каляки-маляки», но это только в нижней части композиции. Мы видим внизу на бумаге абстрактные линии, и мы можем увидеть и человека, на которого сверху «давит» огромная масса чёрного пространства, и с другой стороны – видим глаза, как в мультфильме, и выражение лица – полная растерянность. Киноафиша «Смерть одного бюрократа» очень интересна. Она полна воздуха и, несмотря на название, полна оптимизма. Мы видим чёрные силуэты птиц, а именно – чаек. Название и режиссёр (Томас Гутиерес Алеа) картины написаны снизу, но не чёрными буквами, а как бы просвечивающимися, использован специальный шрифт. А киноафиша  1967 «Успешное имя», режиссёр картины Мумбеарто Солас с актёрами Сесар Эвора, Ракель Ревуэльта, Дайси Гранадос, уже создана совершенно в иной итерпритации. Мы видим профиль мужчины с усами и мундштуком в руках, костюм его коричневого цвета с приколотой к нему розовой розой, зелёный галстук в полоску, волосы- тёмные. Этот мужчина как бы возвышается над городом, ведь внизу мы видим графически очерченные высотные здания. Важно отметить, что он будто «вырастает» из звезды, которая графически изображена в области талии, посредством жёлтого, розового, чёрного и белого цветов. Силуэт этого мужчины на жёлтом фоне олицетворяет собой успех, что и хотел передать автор работы Бачс, подчёркивая это и тем, что на фоне мы видим маленькие звёздочки.

 

       Плакат- киноафиша кубинского фильма «Приключение Хуана Квинквина» очень оптимистична, это другая работа Бачса, созданная в 1967 году. Даже само название картины на белом фоне сделано так, что мы видим каждую букву разного цвета и использован специальный, как бы «комичный» шрифт, а под ним, чёрными небольшими буквами, написан режиссёр Хулио Гарсия Эспиноса с актёрами Хулио Мартинес, Ердвин Фернандес, Аделаида Раймат, Энрике Сантиэстэбан. Затем, после прочтения названия фильма, наш взгляд падает на композиционное поле сложного травяно-зелёного цвета, на котором изображён Хуан, судя по названию ленты. Но изображён не просто Хуан, а Хуан сидящий на лошади, держащий в одной руке стальное копьё, а в другой – стремя лошади. Очень колоритна сама лошадь. Она выполнена в оттенках розового цвета с тремя забавными декорированными заплатками, голубого и розового цветов. Сам синьор Хуан весьма примечателен собой: одет в чёрный костюм с декорированными заплатами, голубую рубашку, чёрное сомбреро и кеды на ногах, взгляд его весёлый, решительный, а взгляд лошади очень удивлённый. Смотря со стороны композиционного решения всего плаката, центром композиции является Хуан, а уже после того мы рассматриваем окружение. Изображение выполнено в детской манере стилизации и, смотря на неё, можно подумать, что были использованы специальные векторные программы для дизайнеров либо фотошоп, либо корелдро. Плакат «К 70-летию Николаса Гильена», созданный Альдо Менендес, графического характера, с преобладанием шрифтовой график, которая дополнена незначительными художественными зарисовками портрета, цветка, плывущего по волнам корабля, что помогает раскрыть глубже текст на плакате. Ещё одна киноафиша Бачса «Жизнь это свисток», созданная в 1999 году, из афиши ясно, что режиссёр ленты был Фернандо Перез с актёрами  Луисом Алюберто Гарсией, Изабель Сантос, Коралия Велоз, Роландо Брито, Клаудия Рохас, Хоан Мануэль Рэйес, Бэбэ Перез. Мы видим улитку- человека, бегущую на роликовых коньках. Раковина улитки сиреневого цвета, голова с шеей серо-синего цвета, будто от улитки, но с человеческими чертами, а ноги- белого цвета, где черными линиями подчёркнуты мышцы на ногах, мы видим также и часть земли терракотового цвета. В целом силуэт улитко-человека лежит на спокойном бежевом фоне. Надо отметить, что шрифт названия фильма авторский, необычный, использованы три цвета – чёрный, терракота и серо-синий. Создаётся динамическая композиция, несмотря на центральное размещение фигуры, этого эффекта удаётся достигнуть благодаря мастерскому обращению с цветом, владением рисунка.

 

       Другие по стилизационному и композиционному решению два плаката, посвященные кубинским комитетом освобождению Анджелы Дэвис, заслуживают нашего внимания. Они выполнены в красном тоне, где графическими линиями изображены портреты людей. Автором является Феликс Берлтран, данные два плаката называются « Империализм пытается нас замолчать» и «Сражаться, находясь в камерах». Следующий плакат выполнен Альдо Менендезом и называется « Учебные залы Национального музея. Души и очертания. Национальный совет по вопросам культуры». Сам плакат привлекает наше внимание своей экспрессией, мы видим фрагмент лица человека, где на месте, где должен быть глаз – изображен «сюрреалистический глаз», который является центром композиции, ведь он является единственным цветовым акцентом в монохроматической композиции. А фотографически изображённый глаз находится слева, рядом с «сюрреалистическим», и он полон удивления и ожидания! В цветовом акценте были использованы жёлтый, нежно-голубой цвета, коричневый и чёрный, в форме уменьшающихся квадратов. Следующий, рассматриваемый нами плакат – это плакат «Гуаякил. Группа Риты Монтанел. Зал театра «Эль Сотано», созданный в сентябре 1972 года. Плакат привлекает наше внимание как никакой другой, ведь исполнен в контрастном цветовом сочетании – жёлтый и чёрный. Мы видим диагональную композицию, стремящуюся к разорванному изображению листа, на котором мы видим богиню правосудия с весами в одной руке и с мечом в другой, примечательно, что на голове богини-правосудия красуется «корона», как у знаменитой статуи свободы из США. Данный лист разорван на четыре неравных части, и к нему «стремится»  вся композиция. Мы видим военных с ружьями, даму, детей и рядом с ними «аллегорию» смерти, в виде черепов. В целом плакат вызывает тревожное ощущение и побуждает к действию.

 

        Следующий экспонат выставки кубинского плаката посвящён 180 годовщине со дня открытия зала заседаний капитула во дворце верховных главнокомандующих, принадлежит Музею Гаваны, был создан 23 декабря 1971 года. Что он представляет собой? Он представляет собой чёрно-белую композицию, мы видим растровое изображение лица военно -командующего, где угадывается  облик Наполеона Бонапарта, и соблюдены правила того, как одевались в те времена. Можно предположить, что данный образ использовал автор для того, чтобы передать ощущение о главнокомандующих. Интересным способом пользуется автор плаката, а именно: в правом нижнем углу плаката мы видим условное изображение лестницы, ведущей к воротничку главнокомандующего. Это своего рода отождествление с тем, что для того, чтобы стать главнокомандующим военный должен пройти долгий путь становления. Другой плакат, выполненный в сочетании трёх цветов – жёлтом, белом и чёрном, был выполнен по заказу Национального совета по вопросам  культуры, Куба. Мы видим чередование имени или названия «Мириям Макеба». Заполнена вся плоскость плакаты чередованием имени, где в первой линии более «жирный» шрифт, а следующая строчка более «тонкий» испльзован.Создаётся эффект «гипноза».

 

       Следующий плакат, который мы рассмотрим, относится к другой серии, он называется «Куба и Вьетнам. Детские иллюстрации»,  выполненный по заказу Национального совета по вопросам культуры Кубы. Мы видим созданную ребёнком многоцветную композицию, заключённую в чёрную рамку, где снизу по центру размещается название плаката. На рисунке изображены условно два человека. Один из них, который на первом плане композиции – он управляет трактором, одет в синюю одежду и в синюю шляпу, а трактор- красного цвета, при этом и то поле, которое он пашет - тоже ярко красного цвета, что напоминает нам флаг. Другой человек тоже одет в синюю одежду, но с жёлтой кепкой, при этом он находится в визуальном центре композиции, в правой руке он держит мачете, а левой придерживает осоку (или молодой бамбук). Рядом с ним, с правой стороны от его руки с мачете, лежит связка уже скошенной осоки. В левом верхнем углу композиции мы можем разглядеть символическое изображение солнца, и некого бетонного основания. Замыкает композицию сверху изображение неба, использован голубой цвет. В целом, смотря на плакат мы получаем информацию о том, что надо работать, беречь свою землю, помогать друг другу в работе. Далее мы рассмотрим четыре плаката с одинаковыми названиями  «Другие руки возьмутся за оружие». Эта серия плакатов, где один выполнен в тёмно-жёлтом и красном цвете, второй – тёмно-синий и голубой, третий плакат – зелёный и коричневый, четвёртый – лимонно-жёлтый и оранжевый. На первом плакате мы видим профиль молодого Че Гевары с сигаретой во рту, второй плакат показывает демонстрацию, люди идут по улице с плакатами в руках, на которых изображён товарищ Че. Третий плакат – мы видим с правой стороны условный портрет солдата в военной форме и каске, с левой стороны - военный в противогазе, и немного дальше, на втором плане мы видим ещё одного солдата. Четвёртый плакат – мы видим толпу и людей, приветствующих мужчину. Также в экспозиции была представлена серия плакатов из частной коллекции ректора Белорусской государственной академии искусств Борозны М.Г..Данная серия включает в себя девять плакатов. Их объединяет то, что снизу на каждом из них мы видим определённую букву, что в итоге образует слово «революция». 1959 год – написано на первом плакате этой серии и затем поочерёдно по годам – 1960, 1961, 1962, 1963, 1964,1965,1966,1967. В каждом плакате буква, созающая общее слово, не написана в «лоб», она «выступает» из композиции. Например, во втором плакате внизу буква «Е», интересно, что эта буква отображается посредством изображения кубинского флага! А буква «О» на четвёртом плакате – мы видим сначало изображение, напоминающее часы, видим стрелки часов, а вместо циферблата – пять звёзд. На девятом плакате отображается внизу буква «О», а мы видим вначале портрет Че Гевары, заключённого в круговую композицию. Во всех плакатах использовано только четыре основных цвета – красный, синий, чёрный и белый. И конечно при наложении использованы ещё более сложные оттенки синего и коричневого. В целом данная серия очень интересна, отображает историческое «революционное настроение», царившее на Кубе и важное для настоящего времени также.

 

         Делая определённые выводы после просмотра и анализа кубинских плакатов, можно сказать, что они разноплановые, разные по своей стилистике, где мы можем видеть и классический шрифтовой плакат, и плакат авторский в стилистике «комикса», революционный, афиши для кино и театра, плакаты, где использованы детские рисунки. Все они помогают нам больше понять кубинский народ, то чем он «дышит», чем живёт и жил, какие проблемы его волнуют. Все плакаты и афиши представленные на экспозиции были профессионально выполнены и дадут нашим дизайнера и художникам свой «энергетический» посыл, перенесут нас в «страну свободы», где творят много творческих людей, вопреки сложностям, возникающим у них на пути.

 

 

 

Другие материалы данного автора:

 

 

 

Художественная галерея Е. Разанковой

 

"Дядя Ваня" в постановке театра из Аргентины

 

Выставка памяти Хосе Марти

 

 

 

 

Главная страница

 




Copyright (C) 2012 ihet-mait.ru